В приводимом ниже обзоре мы попробуем кратко охарактеризовать основные типы используемых сейчас туристических навигаторов.

Навигаторы различаются по нескольким критериям

  1. 1. Используемая система позиционирования. На сегодняшний день большинство навигаторов работают с американской системой Navstar-GPS (коротко — GPS «Джи Пи Эс»).
    Российская спутниковая система ГЛОНАСС введена в строй. Однако доступные массовые чипы для гражданских навигаторов еще разрабатываются. Так что дешевого коммерческого предложения еще ждем. По моим оценкам — осталось недолго. Многие навигаторы с ГЛОНАСС будут поддерживать и GPS. Использование двух систем разом резко поднимет точность и скорость определения координат в сложных метеорологических условиях и плохой видимости неба в городе и горах.
  2. Точность определения координат. По этому параметру навигаторы делятся на два класса: геодезические и туристические.
    А. Геодезический класс приемников дает погрешность определения координат менее 1 сантиметра. Работать такие приемники могут со всеми существующими (ГЛОНАСС, GPS) и проектируемыми (GALILEO) навигационными спутниковыми системами. Такие многосистемные приемники называют GNSS-приемниками (от «Global Navigation Satellite System» — англ.). Приемники геодезического класса — это профессиональное, достаточно дорогостоящее оборудование. Чтоб не потеряться в лесу, достаточно более простых приемников туристического класса о которых речь пойдет ниже.
    Б. Туристический класс приемников объединяет доступные по цене навигаторы с точностью определения координат в первые метры. В реальности, точность обычно ниже, и составляет первые десятки метров. Эти приемники в подавляющем большинстве работают с системой GPS.
    По сути, точность определения координат зависит от того, информацию со скольки спутников навигатор может обработать одновременно. Это число определяется количеством каналов связи: от 12 у самых простых туристических, до 72-х у приемников геодезического класса.
  3. Форм — фактор, или тип корпуса

1. Наладонный туристический

Самый распространенный тип на сегодня. Устройство узко специализированное, умеет только ориентироваться и делает это хорошо. Практически все устройства на рынке принимают сигнал американской NAVSTAR-GPS. По виду — коробочка с экраном и парой кнопок. Управление кнопочное, реже — сенсорный экран. Наиболее важной особенностью таких навигаторов является их живучесть: в воде не тонут, на грязь им плевать — так обычно хвалятся знакомые на привале и продавцы в магазине. Если серьезно, то защищенность обычно сделана по стандарту IPX 7: защищенность от протечек при погружении на глубину до 1 метра, пылезащищенность, ударопрочность.
Прибор для ориентирования на местности

Электронный навигатор. Фото OZON

На деле, навигатор требует бережного обращения, тогда и прослужит долго. Ронять строго не рекомендуется: видел я последствия крайне неудачного падения из рук на камни — пластиковая крышка экрана вдребезги, то, что не вылетело, пошло сеткой трещин. С того времени маршруты навигатор показывал не с координатной, а «паучьей» сеткой. Важно также аккуратно чистить забрызганный грязью навигатор какой-нибудь мягкой ветошью: туалетной бумагой или сухим мхом. Присохшую грязь лучше снимать влажной тряпкой или мхом, иначе частички земли и песчинки как наждак исполосуют экран и он помутнеет. Питание туристических навигаторов идет от 2-4 батарей типа «АА» или других стандартных элементов питания. Так что пока есть запас батареек или бензин для генератора (аккумуляторы зарядить), такой агрегат работать будет. На экран выводится обычно карта с отметкой местоположения путника. Карта, загруженная в навигатор, векторная с несколькими масштабами генерализации, топографическая на отдельные области, районы (к примеру, на Республику Карелия). Максимальная доступная подробность соответствует примерно масштабу 1:50 000 — 1:100 000. Также многие туристические навигаторы снабжаются встроенными магнитным компасом (чтоб ориентироваться, если связи со спутниками нет) и барометрическим высотомером для более точного определения высоты — важно альпинистам. Однако, самые простые туристические навигаторы просто показывают координаты и пройденные точки, линии маршрутов. Если уметь работать с бумажной картой, компасом, то и этого более чем достаточно.

2. Автомобильный

Отличается от туристического условиями ипользования — в сухом кондиционируемом салоне авто они много менее экстремальные, нежели чем на пешем переходе по болоту.
Управление идет через сенсорный экран — на нем можно сделать крупные кнопки, в которые удобно тыкать пальцем в тряске. Питание — от прикуривателя, однако энергии, запасенной во внутреннем аккумуляторе хватает на несколько часов автономного функционирования.
Подлинной душой автонавигатора является карта. Максимальная доступная подробность соответствует примерно масштабу 1:10 000 — 1:20 000. Особый упор сделан на карты городов: поиск на карте возможен по адресу, система сама прокладывает лучший маршрут. Дороги показаны с учетом организации движения на них.
Некоторые модели снабжаются GSM-модулем и могут отображать пробки и места с плотным движением в реальном времени (при подписке на соответствующий сервис, конечно же). В качестве дополнительных опций в автонавигаторы ставят mp3 плеер, просмотр фото, видео — чтоб не так жаль было потерянные в пробках годы.

3. КПК с GPS-модулем

По виду близки к автонавигаторам. Зачастую имеют предустановленную программу автомобильной навигации. Наиболее интересной является возможность загрузки для ориентирования не векторных (обычно, достаточно дорогих), а растровых карт, которые можно бесплатно скачать из интернета. Для этого устанавливают программу Ozi Explorer — работает она под Windows mobile.

4. Коммуникатор или мобильный телефон с GPS-модулем

По функционалу и устройству практически полный аналог автонавигатора или КПК с GPS-модулем. То же управление, упор на ориентирование и прокладку пути в городе. Однако, некоторые модели позволяют загружать со специального сервера файлы с математическим описанием орбит спутников навигационной системы на несколько дней. Эти описания называются «эфемериды». Используя их определение местоположения идет намного быстрее.
Отдельно следует остановиться на способе получения и сохранения карт при навигации. Оптимально хранение карт в памяти навигатора и обновление их вручную. Автоматическое обновление из сети интернет не всегда нужно, сбой при обновлении может вывести карты из строя — такой сбой случался на телефоне с Nokia maps. Впрочем, сам сервис очень удобен.
Хранение карт на удаленном сервере и закачка их по мере надобности (была реализована в некоторых продуктах фирмы Apple) является хорошей, прорывной идеей, но требует развития практически бесплатного, доступного везде скоростного беспроводного интернета. В условиях платного интернета, особенно в роуминге, навигация может стать крайне дорогим удовольствием.

5. Часы с навигатором

И на закуску, о некотором экзотическом порождении технологии — наручных часах с навигатором.
Основной сильной стороной их являютяся компактность и способ ношения — на руке. Они же определяют и ограничения: отображение карты на микроскопическом экране не функционально, в основном такой навигатор определяет координаты и работает как путевой компьютер — показывает пройденный путь, скорость, превышение. Питание от встроенного аккумулятора.
Поэтому навигатор в часах нужен прежле всего бегунам, велосипедистам и прочим спортсменам, которым важно быстро ориентироваться не столько на местности, сколько в своих спортивных достижениях.
Подытоживая написанное выше, типов навигаторов — более чем много, есть из чего выбрать. Главное, понять, что требуется для выполнения именно ваших задач. И всегда надо помнить про б/у — иногда попадаются очень приличные экземпляры.

Смотрите также:
Читайте также: